Разработка информационных систем, основанных на применении средств защиты информации |
Разработка и создание информационных систем и информационных технологий, основанных на электронных способах обмена информацией с использованием электронной цифровой подписи, осуществляются в соответствии с:
Этапы создания информационных систем:
На Белорусской железной дороге основным информационным инструментом совершенствования и развития логистической системы и транзитного потенциала является специализированная информационная система «Электронная перевозка» (АС «Электронная перевозка»). АС «Электронная перевозка» базируется на инфраструктуре открытых ключей Белорусской железной дороги (ИОК), основанной на сертифицированных криптографических продуктах. Услуги, связанные с функционированием удостоверяющего центра Белорусской железной дороги (УЦ), предоставляются Центром защиты информации Белорусской железной дороги на основании лицензии Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь на право осуществления «деятельности по технической и (или) криптографической защите информации». АС «Электронная перевозка» полностью адаптирована к нормам международного и национального транспортного законодательств, а также законодательства Республики Беларусь в области применения электронных документов и средств ЭЦП. АС «Электронная перевозка» позволяет Белорусской железной дороге и ее клиентам в режиме реального времени на централизованном web-ресурсе создавать и использовать электронные перевозочные, грузосопроводительные и иные технологические документы, связанные с перевозками грузов железнодорожным транспортом. В едином технологическом комплексе с АС «Электронная перевозка» работают информационные системы, формирующие полный пакет клиентоориентированных решений, как для внутриреспубликанских перевозок, так и в международном сообщении: web-сервис «Личный кабинет» и программно-аппаратный комплекс «Доверенная третья сторона» (ДТС), работающий в парных кластерах с аналогичными сервисами железнодорожных перевозчиков сопредельных государств. Реализована и успешно применяется схема организации оказания услуг АС «Электронная перевозка» и удостоверяющего центра Белорусской железной дороги через web-сервис «Личный кабинет» Центра защиты информации, в соответствии с которой клиентуре предоставлена возможность удаленно, со своего рабочего места, совершать в web-сервисе «Личный кабинет» все необходимые операции по заказу услуг, связанных с управлением ключами ЭЦП и правами пользователей АС «Электронная перевозка» на всех этапах взаимодействия, включая подготовку договора на предоставление услуг, его заключение, реализацию и сопровождение, в том числе оперативный обмен финансово – учетными документами и документированной информацией. В режиме реального времени предоставляется широкий перечень сопутствующих сервисов: форматный и логический контроль при создании электронных перевозочных и технологических документов, использование различных справочников, сервиса нормативной информации, интерактивные руководства, услуги СМС и on-line-оповещений. Для максимального удобства пользователей системы разработан и широко применяется специальный браузер «S2 браузер», адаптированный к функционалу АС «Электронная перевозка» и национальным криптографическим продуктам. В 2018 году введены в промышленную эксплуатацию мобильное приложение «S2 Mobile» и мобильный контур АС «Электронная перевозка». Также с 2018 года на применение АС «Электронная перевозка» и web-сервиса «Личный кабинет» переведены все основные этапы документированного взаимодействия предприятий Белорусской железной дороги с экспедиторами. Для организации перевозок грузов и порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику на основе подписанных ЭЦП электронных накладных СМГС в двусторонних межгосударственных железнодорожных сообщениях, Белорусской железной дорогой и ОАО «Российские железные дороги», АО «Литовские железные дороги», ГАО «Латвийские железные дороги», польскими железнодорожными перевозчиками «PKP CARGO» и DB Schenker Rail Polska S.A., заключены соответствующие технические и организационно-технологические соглашения. |